На чрезвычайном совещании министров здравоохранения стран Европейского региона ВОЗ, посвященном прогнозам относительно COVID-19 на зимний сезон директор Европейского регионального бюро ВОЗ Д-р Ханс Клюге заявил, что странам нужно использовать полученный опыт и вместе идти вперед. Подаем прямую речь согласно оффициальному сайту ЕРБ ВОЗ:
Новейшие эпидемиологические данные очень тревожны.
- На этой неделе в Европейском регионе были зарегистрированы самые высокие еженедельные показатели заболеваемости COVID-19 с самого начала пандемии: за последние 7 дней зарегистрировано свыше 1,5 миллиона случаев инфекции. Общее число подтвержденных случаев за 14 дней увеличилось с 7 до 9 миллионов и сегодня перевалило в Европейском регионе за отметку в 10 миллионов.
- В подавляющем большинстве стран Европы на отрезке в 14 дней отмечается очень высокая заболеваемость – свыше 200 случаев на 100 000 населения.
- Показатели госпитализации достигли значений, которые не наблюдались с весны (в одной трети стран Региона, предоставивших данные – более 10 на 100 000 населения).
- В Регионе резко возросла смертность – на 32% за прошлую неделю. Вирус снова циркулирует среди людей старшего возраста и групп риска, а не только среди молодежи. Первые данные о смертности от всех причин в некоторых странах служат четким предупреждением – мы можем быстро оказаться в ситуации высокой избыточной смертности.
- В условиях очень быстрого распространения инфекции системы тестирования не справляются с нагрузкой, и доля положительных результатов достигает новых рекордных значений, в большинстве стран Европы превышая 5%.
- Европейский регион опять оказался в эпицентре пандемии. Рискуя показаться паникером, я должен сообщить, что мы очень обеспокоены, и заверить вас в том, что мы полны решимости помогать вам и поддерживать вас так, как это возможно.
Я собрал вас на этом совещании, чтобы дать вам возможность высказать свои самые серьезные опасения и чтобы мы могли вместе обсудить положение и обменяться опытом. Я считаю, что в нынешней ситуации сделать это просто необходимо.
Сегодня наш партнер, Институт по измерению показателей здоровья и оценке состояния здоровья (IHME), представил 53 государствам-членам ВОЗ в Европейском регионе свои прогнозы относительно COVID-19 на зимний период. Эти прогнозы отрезвляют, но также демонстрируют модели эффективности разных стратегий, которые мы можем использовать для снижения прогнозируемых негативных последствий для наших граждан и наших систем здравоохранения.
Сейчас многие страны задаются вопросом о том, следует ли им вводить общий карантин, и если следует, то в какой момент.
Мы знаем, что общий карантин такого масштаба, который наблюдался в начале года, способен прервать распространение инфекции среди населения и дать системе здравоохранения столь необходимую передышку и возможность для дальнейшего наращивания сил, что позволит и оказывать помощь пациентам с тяжелой формой COVID-19, и предоставлять другие основные услуги здравоохранения.
Но мы знаем и то, что полный карантин приведет к резкому росту потребностей в услугах по охране психического здоровья и к росту домашнего насилия, а больницы не смогут в прежних объемах оказывать помощь при хронических состояниях, что вызовет рост преждевременной смертности от них.
Косвенные последствия, связанные с возникновением у людей финансовых трудностей и последующим обращением за социальной поддержкой, нанесут удар по экономике и замедлят ее восстановление. Ввиду всего вышесказанного мы считаем общенациональный карантин крайней мерой, потому что у нас все еще есть возможность для вовлечения каждого человека в элементарные и эффективные меры защиты.
Общий карантин, или «локдаун», не обязательно должен принимать такую же форму, как в марте или апреле. Сейчас, когда мы все вместе переосмысливаем значение этого не самого удачного термина, я хотел бы представить вам некоторые соображения, которые могли бы определить направление для нашей дискуссии.
Во-первых, мы уже кое-чему научились.
Мы можем принимать действительно эффективные меры, которые позволяют спасать жизни людей и при этом не оставляют их без средств к существованию. Модели, составленные IHME, показывают, что систематическое и всеобщее использование масок (на уровне в 95% с настоящего момента) способно к 1 февраля спасти вплоть до 266 000 жизней в 53 государствах-членах в нашем Регионе.
Имеющиеся данные также говорят о том, что создание, где это возможно, условий для работы из дома, ограничение крупных собраний людей и, соответственно, закрытие мест, где собираются люди, могут оказаться очень эффективными с точки зрения спасения жизней и сохранения источников дохода.
С другой стороны, мы также уверены в том, что детей и подростков нельзя считать главными факторами распространения COVID-19. Таким образом, закрытие школ само по себе не считается эффективной мерой, и к этому шагу следует прибегнуть только в крайнем случае.
Во-вторых, нельзя недооценивать то влияние, которое оказывает на благополучие наших сообществ и эффективность предпринимаемых мер усталость населения от пандемии COVID-19.
Мы должны вовлекать граждан в процесс совместной выработки решений. Мы должны вести коммуникацию, информировать людей о том, чего им следует ожидать в предстоящем сезоне, и уметь проявлять эмпатию. Любые действия, предпринимаемые нами, нужно оценивать и с точки зрения их эффективности для замедления распространения вируса, и с точки зрения их негативных последствий. Эффективная коммуникация с использованием обоснованных достоверными данными прогнозов и подкрепленных научными знаниями решений поможет нам активнее взаимодействовать с гражданами, семьями и сообществами, которые поддержат наши усилия по борьбе с пандемией сейчас, когда нас ждет тяжелая зима.
В-третьих, я хотел бы сказать несколько слов о наших кадровых ресурсах и системах здравоохранения.
Если в марте критическими сдерживающими факторами были потенциал отделений интенсивной терапии и обеспеченность аппаратами для искусственной вентиляции легких и средствами индивидуальной защиты, то сегодня наибольшую обеспокоенность вызывает вопрос кадровых ресурсов здравоохранения. Наши кадры здравоохранения истощены, людям угрожает риск выгорания.
Если мы не позаботимся о наших работниках здравоохранения и других жизненно важных кадрах, то бороться с COVID-19 будет попросту некому. Поэтому их потребности и их благополучие должны стать для нас приоритетом.
Мы живем в суровые времена, и сейчас лица, принимающие решения, должны делать все возможное для того, чтобы поддержать наши кадровые ресурсы – например, компенсируя неиспользованные отпуска или позволяя использовать отпуска в следующем календарном году, а также обеспечивая дополнительную поддержку для работников и их семей, в том числе психосоциальную поддержку и помощь по уходу за детьми.
Наши системы нуждаются в адаптации
Когда мы больше не сможем далее наращивать потенциал для тестирования и отслеживания контактов, нам нужно будет решить, на что направить наши ресурсы. Нам может потребоваться адаптировать наши механизмы тестирования и отслеживания контактов, чтобы целевым образом использовать их для достижения максимального эффекта, с особым вниманием к тем событиям, которые в наибольшей степени могут способствовать распространению инфекции. Но мы не можем полностью отказаться от этих важнейших систем.
В завершение я хотел бы сказать, что в дополнение к поддержке нашей перегруженной системы здравоохранения мы должны далее обеспечивать работу этой системы по двухпотоковому принципу, сводя к минимуму негативные последствия противоэпидемических мероприятий. Достаточные кадровые и капитальные ресурсы, крепкие механизмы направления и альтернативные платформы для предоставления услуг (например, цифровые) помогут нам в достижении этой цели.
Мы должны понять, насколько близко наши системы здравоохранения подошли к коллапсу, и для этого нужно повышать качество имеющихся у нас данных. Это, в свою очередь, позволит нам более точно моделировать различные сценарии.
Пришло время мобилизовать наши ресурсы и проявлять эмпатию и благодарность – благодарность нашим сообществам, нашим работникам здравоохранения и другим важнейшим кадрам, а также нашей общественности, за их мужество и стойкость.
Людям нужна надежда. В основе наших действий должны лежать понимание, честность и гласность.
Мы вместе оказались перед лицом этой пандемии, вместе преодолевали трудности, и я твердо уверен, что мы вместе победим.