ВИЧНовости

«Насилию нет оправдания»: EWNA рассказывает истории, о которых нельзя молчать

С 25 ноября по 10 декабря 2021 года в мире проходит кампания ООН «16 дней активных действий против гендерного насилия». В эти 16 дней активизма Евразийская Женская сеть по СПИДу делится историями женщин, которые живут с ВИЧ в регоне ВЕЦА и других женщин из уязвимых групп, которые столкнулись с различными видами насилия, и впоследствии отстояли себя и свои права. Или находятся в этом процессе, получив мощную поддержку от небезразличных людей. Мы хотим, чтобы эти истории вдохновляли других женщин обращаться за помощью, не терпеть и не замалчивать те ситуации, в которых они находятся.

КЫРГЫЗСТАН

Александра, 30 лет. Детей нет, проживает с гражданским мужем в Бишкеке. На протяжении нескольких лет женщина находилась в трудной ситуации. Муж унижал Александру и оскорблял ее в связи с ВИЧ-статусом, часто бил. Все эти годы она вынуждена была терпеть проявление насилия, но один случай решил все. Однажды ее муж в нетрезвом состоянии пришел к ней на работу и устроил скандал. Раскрыл статус ВИЧ работодателю Александры. В заведении, где работала женщина, избил ее на глазах посетителей. В один момент женщина, годами страдавшая от унижений и насилия, потеряла дом и работу.

Слышав ранее о работе Уличных юристов (общественных защитников), женщина обратилась к общественному защитнику с просьбой оказать содействие в решении нелегкой ситуации, которая практически сломала Александру. Собственного жилья у женщины не было, она проживала на территории мужчины, с которым несколько лет состоит в гражданском партнерстве. Общественный защитник начал помогать Александре получить необходимую помощь в случае пережитого насилия. Договорился о временном проживании Александры в шелтере, который принимает женщин, пострадавших от насилия. Помог отвезти и сопроводить ее в дом, где она жила с насильником, чтобы собрать вещи и документы.

Благодаря помощи и взаимодействию общественных защитников и кризисных центров, ВИЧ+ женщины могут получить необходимую помощь и поддержку. Сейчас Александра все еще проживает в шелтере для женщин, пострадавших от насилия, получает профессиональную помощь психолога и продуктовую поддержку. Находясь в шелтере, Александра учится жить по-новому и в дальнейшем хочет помогать таким же женщинам, как она. Одним из планов на будущее Александра назвала получение психологического образования.

Иногда нам нужно дойти до критической точки всего лишь для того, чтобы сильнее оттолкнуться и пойти в другом направлении. Уйти от человека, с которым связывают годы отношений, не так и легко. И только кризис может нас подтолкнуть к переменам. Пусть желаемое приходит к вам не через кризисы, а через ощущение собственной ценности.

МОЛДОВА

Ирина — ВИЧ-позитивная женщина 39 лет, мать почти уже совершеннолетнего сына. Чуть более года назад у нее сложились отношения с мужчиной, намного моложе ее, который был неподражаем в своих ухаживаниях, уверял ее в любви и серьезности своих намерений создать с ней семью, несмотря на ее ВИЧ-статус.

Ирина доверилась ему. Однако уже через несколько месяцев совместной жизни мир вокруг нее стал меняться. Вначале ее сын был отправлен на «вольные хлеба», так как «уже взрослый и нечего сидеть на шее матери». Сын ушел жить на квартиру с другом, и таким образом, Ирина фактически осталась один на один с ее нынешним гражданским супругом. Затем круг ее общения стал еще более ограничиваться – нельзя было встречаться с подругами, родственниками, а после работы – сразу же домой. В случае опоздания более чем на 10 минут начиналась истерика, затем ругань, и уже совсем скоро – открытая агрессия и побои.
После того, как Иван ударил ее в первый раз, она была ошеломлена и сразу же решила расстаться. Однако уже утром он прямо на работу принес ей тортик и букет полевых цветов, и Ирина вновь был поражена оказанным ей вниманием со стороны молодого человека, сразу же позабыв все обиды.

Всего несколько месяцев спустя Ирина обратилась к своему социальному консультанту с вопросом, что делать, если гражданский супруг ее избивает и запрещает уйти под угрозой, что подаст заявление в полицию о попытке инфицирования ее ВИЧ.
Ирина получила консультацию психолога, юриста, а также менторскую поддержку равного консультанта. Еще месяц он не верила им и продолжала верить в любовь Ивана. Однако после того, как он разбил ее телефон и забрал ключи от ее же квартиры, она стала сомневаться в искренности его намерений и реально прислушалась к специалистам организации. С помощью консультанток НП «Альянс общественного здоровья» Ирина избавилось от токсичных отношений и вернула сына домой, научилась любить и ценить себя, а также строить отношения с мужчинами, которые ее достойны.

Не стесняйтесь обращаться в общественные организации, ваша жизнь и ваше достоинство стоят того, чтобы не сталкиваться с ситуациями насилия.

АРМЕНИЯ

Анаит сияла от счастья — она узнала, что у нее будет ребенок. В сопровождении свекрови она поехала к доктору на плановые обследования. В поликлинике, во время следующего визита Анаит узнала, что у нее ВИЧ. Доктор посоветовал ехать в Ереван.

В тот день женщина прошла через ад. Вся семья обсуждала болезнь, возможные последствия, как и от кого она инфицировалась. Это было похоже на настоящий суд. В конце концов, брат ее мужа вынес вердикт, что если у его брата не будет диагностирован ВИЧ, они разведутся и избавятся от ребенка. У Анаит не было возможности сопротивляться или противостоять, потому что ее никто не поддерживал. Она осталась одна со своими проблемами и страхами.

Анаит с мужем и его братом поехали в Ереван, как и посоветовал доктор. Всю дорогу она молилась, чтобы все было опровергнуто, хотела, чтобы это был дурной сон. К сожалению, после нескольких анализов, ей поставили диагноз ВИЧ, а ее мужу — нет. Мнение Анаит никто не спрашивал. Беременность была прервана. Ее муж и его брат отвезли женщину обратно в ее отчий дом.

Перед тем, как Анаит вернулась в деревню, семья ее мужа и ее тетя распространили слухи о ее ВИЧ-статусе. Слухи дошли и до соседних деревень. Она не могла выйти из дома и ни с кем не общалась. В доме Анаит не могла спокойно сидеть на стуле или диване, потому что бабушка заставляла маму дезинфицировать хлором все места, где она сидела․ Они боялись ВИЧ.

У Анаит, тем временем, начали проявляться последствия прерывания беременности. Так как плод был крупным, и срок был не самый маленький, после аборта в течение двух месяцев у женщины шла кровь, постоянно болел живот. Она не знала, к кому обратиться за помощью. Анаит вспомнила, что в СПИД-центре, в Ереване, когда ей ставили диагноз, она познакомилась с социальным работником общественной организации “Реальный Мир, Реальные люди”. Ей дали номер телефона, по которому можно было позвонить, если будут проблемы. Она позвонила, и ей посоветовали немедленно обратиться в ближайшую больницу, чтобы пройти гинекологический осмотр.

Чтобы добраться до райцентра из своего села, за медицинской помощью, Анаит прошла 6 км, истекая кровью, потому что боялась, что ее не пустят в транспорт, так как все уже знали ее статус и избегали ее. Когда женщина дошла до медцентра и обратилась к гинекологу, он просто отказал ей, со словами: “У вас ВИЧ, кто прикоснется к вам или осмотрит вас?”. Анаит пришлось возвращаться пешком обратно. Она позвонила сотруднику организации и описала ситуацию.

После этих событий сотрудники организации, совместно с “Центром поддержки женщин”, провели экстренное вмешательство. Анаит переехала в Ереван. Полтора месяца она прожила в приюте. За это время ей была оказана медицинская помощь для устранения тяжелых последствий аборта. С ней работали равная консультантка, социальная работница и психолог. Отдельно работали с членами ее семьи.

Полтора месяца спустя мультидисциплинарная команда пришла к выводу, что Анаит готова вернуться в свою деревню, готова защищать свои интересы, если это необходимо. Социальным работником НПО РМРЛ были предоставлены продукты питания, гигиенический набор, предусмотрены транспортные расходы. Она уехала домой.

Сегодня Анаит чувствует себя хорошо. У нее нет проблемных ситуаций, требующих вмешательства, она может решать свои проблемы самостоятельно, и в любой момент она может обратиться к социальным работникам в “Реальный Мир, Реальные Люди”.

«В ситуациях насилия, непонимания, отчаяния, можно обратиться в женские, в пациентские организации. Верьте в себя и в поддержку других людей!«

КАЗАХСТАН

Марии 34 года, с ВИЧ живет с 2018 года, 3 детей, муж женщины наркозависимый. Мария убежала из дома после очередных побоев, с младшим ребенком на руках. Муж требовал отдать ему детское пособие, у него началась абстиненция. Женщина до последнего сопротивлялась, но после того как он ударил ее по лицу, выбил зуб и сломал нос, она не выдержала. Выскочив на улицу, она набрала номер социального работника Центра комплексной поддержки «Реванш» и обратилась за помощью.

Когда сотрудники Фонда приехали к ней, они застали женщину в подъезде дома, трясущуюся от страха и боли; она прижимала к груди годовалого ребенка. Двое других детей в это время находились у свекрови в гостях.

Связавшись с центром для жертв бытового насилия “Жан Сая” и заручившись их поддержкой, с согласия женщины вызвали наряд полиции. Полицией был зафиксирован факт побоев. Марии предоставили убежище, и на следующий день привезли остальных детей. В данное время женщина и дети в безопасности. Насильнику выписано защитное предписание. С Марией работает психолог.

«Принять решение в таких ситуациях всегда сложно, но как только мы его принимаем, первый шаг сделан. Если вы сталкиваетесь в насилием в своей семье, найдите номера телефонов, позвонив на которые в кризисные моменты, вам смогут прийти на помощь. Заручитесь поддержкой. Есть люди, готовые вам помочь».

ГРУЗИЯ

Марина, 35 лет. У неё один 14 летний сын. Она проживала в сельской местности с сыном и мужем. Марина в течении многих лет подвергалась физическому, экономическому и психологическому насилию со стороны супруга. Он в свое время женился на ней, ничего не сказав о своем ВИЧ-положительном статусе, в результате чего впоследствии у Марины тоже обнаружили ВИЧ. Ей было больно, обидно, но родился сын (именно тогда и узнала о ВИЧ) и она замолчала. Впоследствии супруг Марины стал практически ежедневно употреблять алкоголь, периодически принимал наркотики. В состоянии опьянения он её жестоко избивал.

Марина не работала, не работал и ее муж. Средства для проживания высылала из-за заграницы мать мужа. Марина не могла распоряжаться этими деньгами по своему усмотрению. Было время, когда Марина начала работать, но муж очень ревновал, еще больше избивал, а полученную зарплату отнимал.

Молодая женщина боялась мужа и молчала, никому не говорила о насилии со стороны мужа, так как была уверена, что ей никто не может помочь, что ее все равно не поймут. Такая жизнь с насилием и агрессией продолжалась довольно долго. В конце концов Марина открылась своей матери и рассказала ей обо всем. Мать Марины решила некоторое время жить в семье дочери. Супруг какое-то время (несколько дней) вел себя примерно, но это продолжалась не долго – как только он принимал хотя бы малое количество алкоголя, всё началось заново. Мать Марины, увидев, как зять издевается над ее дочерью, решила ее защищать и встала между ними. Но мужа Марины это не остановило, скорее наоборот – озлобленный и разгневанный, он жестоко избил и свою тещу. Более того, он взял охотничье ружье и начал им угрожать. Женщины спрятались во дворе и дождались там пока он не протрезвеет.

Марина иногда, когда брала антиретровирусную терапию в клинике, заходила в Фонд поддержки больных ВИЧ/СПИДом. Во время одного визита она открылась консультантке Фонда и рассказала ей о насильственных поступках своего мужа. Говорила, что хочет уйти от мужа, но боится и не решается. Ей было предложено помощь, поддержка, но она не согласилась.

Прошло еще некоторое время. Супруг Марины продолжал издеваться над ней и унижать. В конце концов она не выдержала и окончательно решила уйти от мужа. Она обратилась в Фонд поддержки больных ВИЧ/СПИДом за помощью. Консультантки Фонда, благодаря партнерским отношениям с недавно открытым в регионе Кризисным центром для женщин переживших насилие, смогли ей помочь.

Марина была успешно переадресована к специалистам Кризисного центра. Они организовали ей выезд из дома. В Кризисном центре на прошла психотерапию, получила необходимое лечение.

В настоящее время Марина вместе с сыном проживает в другом регионе. Ее приютили собственная мать и брат. Кроме того, там она прошла учебные курсы, научилась профессии стилиста. В дальнейшем начала работу в салоне красоты стилистом. Старается не вспоминать страшное прошлое и чувствует себя замечательно.

«В ситуациях насилия, непонимания, отчаяния, обращайтесь в женские, в пациентские организации, в Кризисные центры. Верьте в себя и в поддержку других людей!«

УКРАИНА

Наталье 25 лет. Отношения со своим будущим мужем начала еще будучи юной девушкой, и уже спустя полгода начались первые признаки психологического насилия.

“Твои подружки дуры, не дружи с ними”, “Зачем нам еще с кем-то общаться, нам и вдвоем хорошо…” и другие подобные фразы… Так продолжалось в течение почти 4-х лет. Когда девушка решилась уйти от мужчины, выяснилось, что она беременна. Он стал просить, чтобы она родила ему сына, и обещал, что обязательно изменится. Наталья поверила. Но во время беременности выяснилось, что у нее и у ее мужа ВИЧ-положительный статус, и началось самое страшное: избиение, травля, обвинения. Впоследствии выяснилось, что мужчина изменял ей, и это была единственная причина их общей болезни. Женщина и ее малыш терпели издевательства мужа еще почти 3 года.

А потом Наталья начала искать поддержки, потому что была уверена, что есть такие же женщины с таким же диагнозом, как у нее. Через интернет она нашла координаты «Позитивні Жінки Херсон» и обратилась за помощью.

“Если я уйду, что скажут люди. И вообще кому я нужна с маленьким ребёнком”. Именно с этой фразы началось общение равной консультантки с Натальей. Сначала это были сдержанные беседы. Но впоследствии девушка почувствовав доверие, стала раскрывать все больше и больше подробностей личной драмы.

После длительной психологической терапии, равных консультаций, посещения групп взаимоподдержки женщина нашла в себе силы и бросила мужа, который издевался над ней все эти годы. С помощью дружественных организаций и специалистов нашла работу, что позволило снять отдельное жилье и начать жить новой жизнью. Наташа является активной участницей групп взаимоподдержки и помогает другим женщинам принять себя и верить в свои силы.

“Я безмерно благодарна организации Позитивні жінки — Positive Women, вы даете глоток воздуха и надежду на то, что можно строить свою жизнь и верить в свои силы. Эта невероятная поддержка, которую я получила на группах, вдохновляет меня на участие в судьбах других женщин, столкнувшихся с ВИЧ-инфекцией, насилием и непринятием”

Если вы регулярно сталкиваетесь с насилием со стороны вашего партнера, и по какой-либо причине боитесь уйти, вспомните истории многих женщин, которые вышли из абьюзивных отношений и живут счастливой жизнью. Чтобы получит поддержку, обратитесь в женские организации, которые оказывают поддержку в таких непростых ситуациях.

УЗБЕКИСТАН

Екатерина ждала мужа из тюрьмы, жила в доме его родственников с маленькой дочкой. Сначала в тюрьме у мужа выявили ВИЧ; через небольшое время диагностировали онкологию. Екатерине было очень тяжело, так как она переживала за мужа и в этот момент должна была принять свой статус ВИЧ. Когда состояние мужа ухудшилось, его отправили домой. Екатерина ухаживала за ним до конца.

Екатерина осталась одна с малышкой на руках. Родственники мужа выгнали её из дома. Ни своего собственного жилья, ни родственников у женщины не было. На руках был маленький ребенок, которого не с кем было оставить, и она не могла найти работу. Екатерина не знала куда идти и к кому обращаться. Она была в растерянности и не хотела жить.

С Екатериной работала равная консультантка из ННО «ИШОНЧ ВА ХАЁТ» над приверженностью к антиретровирусной терапии и формированием мотивации к жизни. Обратились также в женскую волонтерскую организацию, которая стала оказывать ей всяческую помощь и поддержку. Организовали сбор средств для съёма жилья, продуктового пакета и найма няни для ребёнка.

Екатерина устроилась на работу, теперь она сама может обеспечивать себя и ребенка всем необходимым для нормальной жизни. Поддерживает отношения со своей равной консультанткой, очень благодарна. Ее физическое и психическое здоровье пришло в норму, и поэтому Екатерина смогла преодолеть это не простое время.

«Если кажется, что весь мир против нас — нужно искренне обратиться за помощью, и он нас услышит. В ситуациях насилия, непонимания, отчаяния, можно обратиться в женские, в пациентские организации. Обычно у помогающих организаций есть много связей и контактов других организаций, которые предоставляют те или иные бесплатные услуги, помощь. Первое время, выходя из кризиса, важно выровняться и приобрести устойчивость, а дальше жизнь вас будет выносить. Верьте в себя и в поддержку других людей!«

ЭСТОНИЯ

Инге 39 лет. О своем ВИЧ-позитивном статусе узнала во время беременности, 10 лет назад. Инфицировалась от своего гражданского мужа, который не предупредил о своем ВИЧ-статусе. Благодаря приему АРВ-терапии с самого первого дня постановки диагноза, женщина родила здоровую дочь, были естественные роды. Спустя какое-то время муж умер, Инга осталась одна. Долгое время не могла принять свой статус, до конца так и не приняла, не рассказывает даже своим самым близким и друзьям. Инга очень заботится о состоянии своего здоровья и каждый год проходит медицинский осмотр. Работает поваром в ресторане в небольшом эстонском городке.

В октябре этого года Инга пришла на плановый прием к своему гастроэнтерологу. Доктор, до этого дня не знавшая о ВИЧ-статусе своей пациентки, вероятно, внимательно изучив медицинскую карту, или получив информацию из других источников, с порога начала стыдить Ингу, обзывать “спидозной”. Их разговор закончился тем, что доктор обвинила ее в “преступлении” — якобы, работая поваром, она “перезаражала” всех клиентов ресторана, в котором работает. Этого Инга не выдержала и выбежала из кабинета.

Получив такой стресс, Инга не спала всю ночь, а утром решила лишить себя жизни. Не сделать этого ей помогли мысли о дочери, ведь если она умрет, то дочь останется совершенно одна, и ей впоследствии могут рассказать, что у матери был диагноз ВИЧ, и еще придумать много различных историй, не соответствующих действительности.

Инга вспомнила, что у нее в друзьях в Фейсбуке есть равная консультантка Сети ЛЖВ в EHPV, Елена Борисенко, и сразу же написала ей, рассказав о произошедшем. Елена пригласила ее на консультацию.

В тот же день Инга, вместе с дочкой, пришла на консультацию. Равная консультантка поделилась с ней своим опытом проживания таких же сложных моментов, поддержала, и порекомендовала услуги психолога, которые в организации предоставляются бесплатно, а также посоветовала написать жалобу в Министерство здравоохранения Эстонии.

Инга успокоилась. Она подала жалобу, сейчас регулярно посещает психолога, и консультируется с равной консультанткой по всем вопросам, касающимся жизни с ВИЧ. Ей объяснили, что она имеет право работать в любой сфере, и что она такой же человек, как и все остальные.

История еще не закончена. Инга ждет ответ из Минздрава, но в организации уверены, что все окончиться хорошо, потому что она больше не одна.

«Если вы подверглись насилию и унижениям со стороны медицинских или социальных работников, вы можете защитить свои права. В этом вам помогут в профильных общественных организациях — пациентских или правовых. Обращайтесь, ваша жизнь и ваше достоинство стоят того, чтобы в дальнейшем не сталкиваться с подобными ситуациями».