В Украине 260 000 человек живут ВИЧ. По данным УВКБ ООН, в результате войны более шести миллионов украинцев были вынуждены покинуть свои дома, и основным пунктом назначения стала Польша, где 1,6 миллиона украинцев нашли убежище в рамках программ временной защиты. На фоне проблем с жильем, работой и образованием люди с ВИЧ сталкиваются с еще одной насущной дилеммой: доступом к антиретровирусным (АРВ) препаратам, необходимым для ежедневного подавления вируса.
Анна Арябинская, известная украинская ВИЧ-активистка, представительница БО «Позитивні жінки» и руководительница Fundacja HelpNowHUB, поделилась опытом украинских беженцев с ВИЧ для издания New Eastern Europe, где вышел большой репортаж пож авторством Лили Хайд. Репортаж был сделан во время командировки от Альянса общественного здоровья, где автор документировала инициативы организации в ответ на войну в Украине.
В Польше разговоры о ВИЧ достаточно ограничены, преобладает консерватизм, отвергающий половое воспитание и права ЛГБТ. Отсутствие профилактических программ, направленных на группы повышенного риска, закрепляет стигму, связанную с этим заболеванием. Шокирует тот факт, что только четыре человека в Польше публично раскрыли свой ВИЧ-положительный статус, что подчеркивает разительный контраст с усилиями по адвокации в Украине, примером которых являются такие активисты, как Арябинская. Анна Арябинская сетует на недостаток осведомленности среди населения Польши, сравнивая ситуацию с регрессом в 1990-е годы по сравнению с Украиной.
Кроме того, существуют различия между схемами лечения ВИЧ в странах ЕС и в Украине. Польша приняла законодательство, чтобы обеспечить пациентам из числа украинских беженцев бесперебойный доступ к привычным АРВ-препаратам. Кроме того, были приняты такие меры, как расширение запасов лекарств на дом и облегчение обмена информацией о пациентах с украинскими медицинскими учреждениями. В результате, по данным Национального центра СПИДа, в Польше АРВ-лечение получают более 3 000 украинцев.
Однако психологические барьеры на пути к лечению представляют значительные трудности. Многие беженцы не решаются сообщить о состоянии своего здоровья из-за страха стигмы и надеются, что их перемещение носит временный характер, откладывая или пренебрегая приверженностью лечению. Борясь с депрессией и потрясениями в социальных структурах, таких как семья и работа, они могут отдавать приоритет другим проблемам чем здоровье, что приводит к нарушению ежедневной приверженности лечению.
Но активисты продолжают свою работу и за рубежом — Анна использовала свой опыт работы в Украине для создания первой группы самопомощи для людей, живущих с ВИЧ и представителей уязвимых сообществ в Польше. «Мне очень не хватало живых встреч и чувства общности», — добавляет она. «Люди приезжают со всей Польши за свой счет, и я вижу, что это нужно не только мне».